Мы собрали научные статьи о русскоязычных исследованиях привязанности
Опросник привязанности к близким людям
Предлагается опросник привязанности к близким людям. Работа над методикой начиналась с адаптации опросника К. Бреннан, С. Кларк и Ф. Шейвера "Опыт близких отношений" (ECR) на выборке российских студентов (n = 240), однако в результате увидел свет новый психометрический инструмент. Представлены теоретические основания опросника. Проведена оценка психометрических свойств теста с помощью коэффициента а-Кронбаха, ретестовой надежности (n = 122), корреляционного анализа, эксплораторного и конфирматорного факторного анализа. В результате получены надежные, внутренне консистентные и воспроизводимые шкалы. Факторная структура нового опросника воспроизводит факторную структуру опросника ECR. Доказана конвергентная и дискриминантная валидность теста. Проведена оценка влияния на результаты опросника фактора социальной желательности. Приведена описательная статистика по тесту.
Деструктивная привязанность как специфическая категория привязанности во взрослом возрасте
В статье рассматриваются специфические отличия понимания феномена привязанности у взрослых от феномена привязанности в раннем детском возрасте, а также концепций зависимости личности. Проанализированы основные стили привязанности. Предлагается обоснование выделения категории «деструктивная привязанность»; критерии для ее идентификации среди индивидуальных стилей привязанности, которые уже получают эмпирическое подтверждение в исследованиях автора.
Эмоциональная привязанность ребенка к матери
Детско-родительским отношениям всегда уделялось огромное значение, так как являются важным фундаментом для организации воспитательной практики. В данной статье рассматриваются факторы, влияющие на становление личности ребенка и воздействующие на степень его эмоциональной привязанности к матери в разрезе различных психологических теорий
Помогающие отношения и диагностика привязанности: психометрические свойства опросника ippa
Анализируются основные психодиагностические инструменты оценки привязанности, среди которых ведущее место принадлежит методикам «Незнакомая ситуация», «Незнакомая ситуация для детей дошкольного возраста», «Завершение историй», шкале К. Кернс и опроснику «Изучение типов привязанности к матери» Г. В. Бурменской и Е. В. Пупыревой; показываются трудности использования данных методик в практике изучения привязанности у подростков и взрослых; описываются основные результаты проверки психометрических свойств опросника привязанности подростков к родителям и друзьям (IPPA) Г. Армсдена и М. Гринберга на русскоязычной выборке.
Развитие привязанности у детей от одного года до четырех лет
Представлен обзор исследований, проведенных в области изучения привязанности у детей, в которых продемонстрирована взаимосвязь между качеством привязанности ребенка и характеристиками материнской чувствительности к его потребностям. Также рассмотрены теоретические подходы к оценке привязанности, которые представляют разную концептуализацию развития стратегий привязанности у детей, имевших опыт значительной нечувствительности со стороны матери в период младенчества. В связи с отсутствием работ, в которых изучались стабильность и изменение стратегий привязанности от младенческого к дошкольному возрасту у российских детей, целью исследования стало изучение развития системы привязанности у детей от одного года до четырех лет, а также описание факторов, влияющих на изменение характеристик привязанности.
Пренатальная привязанность: понятие, структура, детерминанты
Статья посвящена рассмотрению подходов к изучению феномена и структуры пренатальной привязанности в зарубежной психологии, а также факторов, влияющих на её формирование. Анализ подходов к определению понятия пренатальной привязанности показал, что оно может быть описано через трёхкомпонентную структуру, включающую когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие. Когнитивный компонент содержит когнитивные репрезентации плода, желание получить информацию о ребёнке; эмоциональный компонент включает позитивные чувства по отношению к ребёнку; поведенческий компонент охватывает такие содержания, как взаимодействие с ребёнком, желание ухаживать за ним и защищать его. Анализ различных исследований, проведённых за последние несколько десятилетий, посвящённых изучению детерминант пренатальной привязанности, позволил выделить две основные группы факторов: психологические и социально-демографические. Исследования показали, что устойчивые связи обнаруживаются только в отношении такого социально-демографического фактора, как срок беременности: привязанность к ребёнку возрастает со сроком беременности. Изучение психологических характеристик показывает, что более высокий уровень привязанности к ребёнку у беременной женщины наблюдается при близких отношениях с родителями в детстве, гармоничных супружеских отношениях, высоком уровне эмпатии и низком уровне депрессии. В отношении других факторов получены противоречивые результаты.
Исследование психологической близости в теории привязанности
Статья представляет собой первую часть аналитического обзора современных зарубежных исследований психологической близости в традиции теории привязанности. Охарактеризованы основные проблемные сферы и приведены результаты конкретных исследований, обсуждаются феноменология близости и универсальность потребности в ней.
Представление о свободе у людей с разными типами эмоциональной привязанности к близкому
В статье рассматривается вопрос о связи свободы и привязанности. Приведены результаты исследования представлений о свободе у людей с разным типом эмоциональной привязанности к близкому. Нами были выявлены различия в представлениях людей о феномене свободы в соответствии с их типом привязанности. Рассмотрены результаты исследования, изучающего представления о свободе у людей с разным типом эмоциональной привязанности к близкому. Люди с разными типами привязанности имеют различия в представлениях об изучаемом феномене. Основная цель исследования заключается в том, чтобы увидеть, как свобода связана с теорией привязанности.
Методы исследования привязанности в процессе возрастного развития в современной зарубежной психологии
В статье рассматриваются методы исследования привязанности в контексте возрастного развития. Показана специфика использования различных методов анализа привязанности в зависимости от возраста субъекта привязанности. Освещены преимущества и недостатки отдельных методов изучения привязанности за рубежом.
Особенности отношений привязанности между детьми и родителями в замещающих семьях и их совладающее поведение
В статье рассматриваются особенности детско-родительской привязанности в замещающих семьях в качестве фактора стабильности отношений в семье посредством выбора приемными детьми и их замещающими родителями продуктивных стратегий для совладания с семейными стрессами. Выявлены особенности привязанности детей и их родителей в замещающих семьях. Описана специфика копинга замещающих родителей и приемных детей. Выявлены типы привязанности замещающих родителей и приемных детей, оказывающие влияние на выбор копинга в данных выборках.