Джон Боулби
Джон Боулби (1907-1990) — британский психиатр, психолог, психоаналитик, кавалер Ордена Британской империи третьего класса. Его теоретические работы и исследования совершили переворот в психологии 20-ого века, потому что представили первую естественнонаучную и научно подкрепленную модель связи ребенка и матери.

Основной заслугой Джона Боулби является разработка и экспериментальное обоснование теории привязанности.
"Предрасположенность к сильным эмоциональным связям с конкретными людьми [является] основным компонентом человеческой натуры"
Ключевые идеи теории Боулби

1. У ребенка есть врожденная потребность привязываться к одной основной/первичной фигуре привязанности (т.е. монотропия).

Монотропия — привязанность, определяемая как жизненно важная и тесная связь только с одной фигурой привязанности. Монотропная теория привязанности Боулби предполагает, что привязанность крайне важна для выживания ребенка. Поведение привязанности как у младенцев, так и у тех, кто за ними ухаживает, эволюционировало в результате естественного отбора. Это означает, что младенцы биологически запрограммированы на врожденное поведение, которое обеспечивает возникновение привязанности.

Если хотите больше узнать о феномене монотропии, посмотрите это видео.

Хотя Боулби не исключал появления других фигур привязанности у ребенка, в действительности он полагал, что существует первичная связь, которая гораздо важнее и ценнее любой другой. Обычно такая связь устанавливается с матерью.

Другие привязанности развиваются по иерархии ниже первичной. Таким образом, младенец имеет первичную монотропную привязанность к своей матери, а иерархия его привязанностей может включать отца, братьев и сестер, бабушку и дедушку и так далее.

Боулби считает, что эта первичная привязанность качественно отличается от последующих. Он утверждает, что отношения с матерью каким-то образом отличаются от других отношений. Существование монотропии подтверждается антропологическими исследованиями. К примеру, в племени Efe (Конго) женщины разделяют заботу о детях между собой и по очереди кормят детей грудью, но тем не менее, малыши возвращаются к "настоящим" матерям на ночь и формируют с ней надежную связь. Исследования привязанности, которые провел Бокс в 1977 в кибутцах (Израиль) показали сходный результат. В то время в кибутце существовал следующий порядок: матери отправлялись на работу на целый день, а все дети оставались под присмотром одного человека. По сути, дети видели маму только вечером. И не смотря на это, малыши все равно формировали сильную эмоциональную привязанность к матерям.

Джон Боулби (1988) предположил, что природа монотропии означает, что неспособность установить или разрушение привязанности к матери приведет к серьезным негативным последствиям.

Теория монотропии привела Боулби к формулировке гипотезы о материнской депривации.

Ребенок использует разные формы поведения, чтобы стимулировать появление контакта или близости с родителем. Когда ребенок испытывает повышенное возбуждение, он подает сигнал взрослому. Плач, улыбка, возня, цепляние глазами — примеры такого сигнального поведения. Инстинктивно воспитатели реагируют на поведение своих детей, создавая взаимную (реципроктную) модель взаимодействия.

2. Ребенок должен получать заботу от этой единственной первичной фигуры привязанности в течение первых двух лет жизни.

Боулби (1951) утверждал, что материнство почти бесполезно, если откладывается до двух с половиной-трех лет, а для большинства детей — до 12 месяцев, что говорит о существовании критического периода.

Если фигура привязанности "нарушена" в течение критического двухлетнего периода, ребенок будет страдать от необратимых долгосрочных последствий этой материнской депривации. Этот риск сохраняется до пятилетнего возраста.

Боулби использовал термин "материнская депривация" для обозначения разлуки или потери матери, а также неспособности развить привязанность к ней.

Основное предположение гипотезы Боулби о материнской депривации заключается в том, что постоянное нарушение привязанности между младенцем и основным родителем (т.е. матерью) может привести к долгосрочным когнитивным, социальным и эмоциональным трудностям для этого ребенка.

3. Долгосрочные последствия материнской депривации могут быть разнообразными.

Гипотеза Боулби о материнской депривации предполагает, что постоянное нарушение привязанности между младенцем и основным заботливым взрослым (то есть матерью) приводит к долгосрочным когнитивным, социальным и эмоциональным трудностям у этого ребенка. Боулби полагал, что последствия будут постоянными и необратимыми, например:

• детская преступность,
• сниженный интеллект,
• повышенная агрессивность,
• депрессия,
• бесчувственная психопатия (affectionless psychopathy)

Бесчувственная психопатия — это неспособность проявлять привязанность или заботу о других. Такие люди действуют импульсивно, мало заботясь о последствиях своих действий. Например, у них может отсутствовать чувство вины за антиобщественное поведение.

4. Робертсон и Боулби (1952) считают, что кратковременная разлука с фигурой привязанности приводит к дистрессу

Джон Боулби, работавший вместе с Джеймсом Робертсоном (1952), заметил, что дети испытывают сильный дистресс, когда их разлучают с матерями. Даже когда таких детей кормили другие воспитатели, это не уменьшало беспокойства ребенка.

Ученые обнаружили три прогрессирующие стадии дистресса:
1. Протест (Protest): Ребенок плачет, кричит и сердито протестует, когда родитель уходит. Он пытается вцепиться в родителя, чтобы не дать ему уйти.
2. Отчаяние (Despair): протесты ребенка начинают прекращаться, и они кажутся более спокойными, хотя все еще расстроенными. Ребенок отказывается от утешения, которое предлагают другие взрослые, кажется замкнутым и ни к чему не заинтересованным.
3. Отстраненность (Detachment): Если разлука продолжится, ребенок снова начнет общаться с другими людьми. По возвращении он отвергнет родителя и проявит сильные признаки гнева.

Эти результаты противоречили доминирующей на тот момент поведенческой теории привязанности (Dollard & Miller, 1950), которая, как было показано, недооценивала связь ребенка с матерью. Поведенческая теория привязанности утверждала, что ребенок привязывается к матери, потому что она кормит и удовлетворяет его физиологические потребности.

Эта модель прогрессирующего дистресса разлуки в английском языке называется PDD. Назовем ее "модель ПОО" — Протеста, Отчаяния и Отстранённости. Рекомендуем посмотреть два небольших видео: Двухлетка попадает в больницу и Джон.

5. Отношения привязанности ребенка к основному заботливому взрослому становятся основой для его внутренней рабочей модели (Боулби, 1969).

Внутренняя рабочая модель представляет собой когнитивную структуру, включающую ментальные представления для понимания мира, себя и других. Взаимодействие человека с другими людьми определяется воспоминаниями и ожиданиями из внутренней рабочей модели. ВРМ помогает оценить контакт с другими (Bretherton, & Munholland, 1999).

Примерно в возрасте трех лет ВРМ становятся частью личности ребенка и, таким образом, влияют на его понимание мира и будущие взаимодействия с другими (Schore, 2000). По Боулби (1969), основная фигура привязанности выступает в качестве прототипа будущих отношений. Отношения с этой фигурой станут основой внутренней рабочей модели.

Три основные характеристики внутренней рабочей модели: (1) модель других как (не)заслуживающих доверия, (2) модель себя как (не)ценного и (3) модель себя как (не)эффективного во взаимодействии с другими.

Это ментальное представление определяет будущее социальное и эмоциональное поведение, поскольку внутренняя рабочая модель ребенка определяет его реакцию на других людей.
Джон Боулби
"Сторонники теории привязанности утверждают, что многие формы психиатрического расстройства могут быть приписаны либо отклонениям в развитии поведения привязанности, либо, более редко, неудаче в развитии поведения привязанности; и что эта теория также проливает свет на происхождение и лечение таких состояний"

Огромное научное наследие и мощная теория,
которая вдохновила наш проект

Материал данной статьи основан на работе McLeod, S. A. "Bowlby's attachment theory" от 5 февраля 2017 года и является адаптированным и расширенным переводом.