Ключевые идеи теории Боулби
1. У ребенка есть врожденная потребность привязываться к одной основной/первичной фигуре привязанности (т.е. монотропия). Монотропия — привязанность, определяемая как жизненно важная и тесная связь только с одной фигурой привязанности. Монотропная теория привязанности Боулби предполагает, что привязанность крайне важна для выживания ребенка. Поведение привязанности как у младенцев, так и у тех, кто за ними ухаживает, эволюционировало в результате естественного отбора. Это означает, что младенцы биологически запрограммированы на врожденное поведение, которое обеспечивает возникновение привязанности.
Если хотите больше узнать о феномене монотропии,
посмотрите это видео.
Хотя Боулби не исключал появления других фигур привязанности у ребенка, в действительности он полагал, что существует первичная связь, которая гораздо важнее и ценнее любой другой. Обычно такая связь устанавливается с матерью.
Другие привязанности развиваются по иерархии ниже первичной. Таким образом, младенец имеет первичную монотропную привязанность к своей матери, а иерархия его привязанностей может включать отца, братьев и сестер, бабушку и дедушку и так далее.
Боулби считает, что эта первичная привязанность качественно отличается от последующих. Он утверждает, что отношения с матерью каким-то образом отличаются от других отношений. Существование монотропии подтверждается антропологическими исследованиями. К примеру, в племени Efe (Конго) женщины разделяют заботу о детях между собой и по очереди кормят детей грудью, но тем не менее, малыши возвращаются к "настоящим" матерям на ночь и формируют с ней надежную связь. Исследования привязанности, которые провел Бокс в 1977 в кибутцах (Израиль) показали сходный результат. В то время в кибутце существовал следующий порядок: матери отправлялись на работу на целый день, а все дети оставались под присмотром одного человека. По сути, дети видели маму только вечером. И не смотря на это, малыши все равно формировали сильную эмоциональную привязанность к матерям.
Джон Боулби (1988) предположил, что природа монотропии означает, что неспособность установить или разрушение привязанности к матери приведет к серьезным негативным последствиям.
Теория монотропии привела Боулби к формулировке гипотезы о материнской депривации.
Ребенок использует разные формы поведения, чтобы стимулировать появление контакта или близости с родителем. Когда ребенок испытывает повышенное возбуждение, он подает сигнал взрослому. Плач, улыбка, возня, цепляние глазами — примеры такого сигнального поведения. Инстинктивно воспитатели реагируют на поведение своих детей, создавая взаимную (реципроктную) модель взаимодействия.
2. Ребенок должен получать заботу от этой единственной первичной фигуры привязанности в течение первых двух лет жизни. Боулби (1951) утверждал, что материнство почти бесполезно, если откладывается до двух с половиной-трех лет, а для большинства детей — до 12 месяцев, что говорит о существовании критического периода.
Если фигура привязанности "нарушена" в течение критического двухлетнего периода, ребенок будет страдать от необратимых долгосрочных последствий этой материнской депривации. Этот риск сохраняется до пятилетнего возраста.
Боулби использовал термин "
материнская депривация" для обозначения разлуки или потери матери, а также неспособности развить привязанность к ней.
Основное предположение гипотезы Боулби о материнской депривации заключается в том, что постоянное нарушение привязанности между младенцем и основным родителем (т.е. матерью) может привести к долгосрочным когнитивным, социальным и эмоциональным трудностям для этого ребенка.
3. Долгосрочные последствия материнской депривации могут быть разнообразными. Гипотеза Боулби о материнской депривации предполагает, что постоянное нарушение привязанности между младенцем и основным заботливым взрослым (то есть матерью) приводит к долгосрочным когнитивным, социальным и эмоциональным трудностям у этого ребенка. Боулби полагал, что последствия будут постоянными и необратимыми, например:
• детская преступность,
• сниженный интеллект,
• повышенная агрессивность,
• депрессия,
• бесчувственная психопатия (affectionless psychopathy)
Бесчувственная психопатия — это неспособность проявлять привязанность или заботу о других. Такие люди действуют импульсивно, мало заботясь о последствиях своих действий. Например, у них может отсутствовать чувство вины за антиобщественное поведение.
4. Робертсон и Боулби (1952) считают, что кратковременная разлука с фигурой привязанности приводит к дистрессуДжон Боулби, работавший вместе с Джеймсом Робертсоном (1952), заметил, что дети испытывают сильный дистресс, когда их разлучают с матерями. Даже когда таких детей кормили другие воспитатели, это не уменьшало беспокойства ребенка.
Ученые обнаружили три прогрессирующие стадии дистресса:
1.
Протест (Protest): Ребенок плачет, кричит и сердито протестует, когда родитель уходит. Он пытается вцепиться в родителя, чтобы не дать ему уйти.
2.
Отчаяние (Despair): протесты ребенка начинают прекращаться, и они кажутся более спокойными, хотя все еще расстроенными. Ребенок отказывается от утешения, которое предлагают другие взрослые, кажется замкнутым и ни к чему не заинтересованным.
3.
Отстраненность (Detachment): Если разлука продолжится, ребенок снова начнет общаться с другими людьми. По возвращении он отвергнет родителя и проявит сильные признаки гнева.
Эти результаты противоречили доминирующей на тот момент поведенческой теории привязанности (Dollard & Miller, 1950), которая, как было показано, недооценивала связь ребенка с матерью. Поведенческая теория привязанности утверждала, что ребенок привязывается к матери, потому что она кормит и удовлетворяет его физиологические потребности.
Эта модель прогрессирующего дистресса разлуки в английском языке называется PDD. Назовем ее "модель ПОО" — Протеста, Отчаяния и Отстранённости. Рекомендуем посмотреть два небольших видео:
Двухлетка попадает в больницу и
Джон.
5. Отношения привязанности ребенка к основному заботливому взрослому становятся основой для его внутренней рабочей модели (Боулби, 1969). Внутренняя рабочая модель представляет собой когнитивную структуру, включающую ментальные представления для понимания мира, себя и других. Взаимодействие человека с другими людьми определяется воспоминаниями и ожиданиями из внутренней рабочей модели. ВРМ помогает оценить контакт с другими (Bretherton, & Munholland, 1999).
Примерно в возрасте трех лет ВРМ становятся частью личности ребенка и, таким образом, влияют на его понимание мира и будущие взаимодействия с другими (Schore, 2000). По Боулби (1969), основная фигура привязанности выступает в качестве прототипа будущих отношений. Отношения с этой фигурой станут основой внутренней рабочей модели.
Три основные характеристики внутренней рабочей модели: (1) модель других как (не)заслуживающих доверия, (2) модель себя как (не)ценного и (3) модель себя как (не)эффективного во взаимодействии с другими.
Это ментальное представление определяет будущее социальное и эмоциональное поведение, поскольку внутренняя рабочая модель ребенка определяет его реакцию на других людей.