Определяющие факторы различий в привязанности
Основная масса исследований, посвященных привязанности в группах, не подверженных риску, показывает, что около двух третей детей надежно (безопасно) привязаны, одна пятая имеет небезопасно избегающую привязанность и около одной десятой небезопасно амбивалентную привязанность. Кроме того, около 15% детей классифицируются как дезорганизованные. Чем вызваны эти различия? У каждого ребенка есть врожденная склонность к привязанности, но не каждый ребенок становится надежно (безопасно) привязанным. Связано ли это с генами или решающим фактором является воспитание? И привязан ли ребенок одинаково ко всем людям, ухаживающим за ним: матери, отцу и другим заботливым взрослым, например воспитателям в детском саду?
Влияние воспитания
Одно из самых смелых утверждений теории привязанности состоит в том, что воспитание имеет решающее значение, особенно то, насколько опекуны чувствительны во взаимодействии с ребенком. Эйнсворт (Ainsworth et al., 1978) описала чувствительность как способность вовремя замечать сигналы привязанности ребенка, правильно интерпретировать их и реагировать на них быстро и адекватно.
Исследования показывают, что чувствительные опекуну действительно чаще имеют надежно привязанных детей. В большом мета-анализе De Wolff и Van IJzendoorn (1997) рассчитали, что величина влияния воспитания составляет около r = 0,24, или половину стандартного отклонения. Можно сказать, что это сильное влияние, и оно оправдывает вывод о том, что чувствительность опекунов определяет, по крайней мере частично, прочность отношений привязанности с ребенком.
Тот факт, что воспитание чрезвычайно важно для качества привязанности, также становится очевидным, когда мы анализируем большое количество правильно разработанных интервенционных исследований (со случайным распределением по интервенционной группе и контрольной группе). Эти вмешательства направлены на изменение поведения опекунов, и если в результате этих изменений меняется качество привязанности детей, причинно-следственную связь между чувствительностью опекунов и типом привязанности детей можно считать экспериментально доказанной. В большом мета-анализе, рассматривающем все вмешательства, направленные на улучшение чувствительности и привязанности, Бакерманс-Краненбург и его коллеги (2003) показали, что в этом отношении теория привязанности выдерживает научную проверку. Когда родители или другие опекуны становятся более чувствительными, шансы на то, что их дети будут надежно (безопасно) привязаны, возрастают. Таким образом, чувствительность опекуна является определяющим фактором качества отношений привязанности у ребенка. Тем не менее, было задокументировано, что существует "разрыв передачи" между родительским представлением привязанности и привязанностью ребенка (Van IJzendoorn 1995). Безопасность привязанности опекуна приводит к его более высокому уровню чувствительности к сигналам ребенка, что, в свою очередь, приводит к более безопасным отношениям между ребенком и опекуном. Таким образом, родительская чувствительность опосредует связь между родительской и детской привязанностью. Но опосредованность является неполной, и только часть передачи привязанности между поколениями передается через чувствительное воспитание. Роль могут играть и другие факторы, такие как другие аспекты воспитания (например, поддержка исследовательского поведения ребенка) или генетическое сходство между родителем и ребенком (Van IJzendoorn 1995).
Влияние генов
Другие исследования изучали генетическое влияние на привязанность. Изучение только одного ребенка в семье не может ответить на вопрос, какой из двух факторов является определяющим: гены или окружающая среда (Harris 1998). Чтобы разобраться во влиянии генетических детерминантов и детерминантов воспитания, нужно иметь в семье двух детей, желательно близнецов, которые либо генетически идентичны (монозиготные близнецы), либо имеют в среднем половину общих генов (дизиготные близнецы). Близнецовое исследование, проведенное в Лейден (Bokhorst et al. 2003) не показало влияния генетических различий на тип привязанности этих детей к отцу или матери. Окружающая среда, однако, была важны, что и предсказывает теория привязанности.
Тот факт, что привязанность не зависит от генов ребенка, также становится ясно из исследований сетей привязанности. Большинство детей не растут с одним опекуном. Сара Хрди (2009) показывает, что, с эволюционной точки зрения, матери-одиночки не могли бы воспитывать своих детей без помощи членов семьи или группы. Даже просто количество пищи, необходимое для того, чтобы новорожденный ребенок вырос в относительно независимого подростка, настолько велико, что один взрослый никогда не смог бы собрать это в одиночку. Эволюция сформировала биологическую мать, чтобы разделить воспитание с другими, и ребенок был сформирована для принятия других опекунов в качестве объектов привязанности, которые могут обеспечить его пищей и защитой, во время отсутствия биологической матери. Данная идея также имеет смысл, если мать умерла. Риск умереть в "изначальной среде эволюционной адаптации" (Bowlby 1969), очевидно, был намного выше, чем в современном индустриальном мире.
Сети привязанности
Дети могут привязаться к любому опекуну в их окружении, который прилагает усилия, чтобы проводить с ними время на регулярной основе. В нашем современном мире ребенок также выстраивает сеть привязанностей с матерью, отцом, воспитателем в детском саду, бабушкой, дедушкой и другими опекунами, и каждая из этих привязанностей является уникальным результатом взаимодействия с ребенком. Goossens и Van IJzendoorn (1990) обнаружили в первом исследовании сетей привязанности с отцом, матерью и воспитателем в детском саду, что ребенок может быть привязан всеми возможными способами к каждому человеку из окружения, в зависимости от качества взаимодействия с этим человеком. Надежная привязанность к матери не гарантирует надежной привязанности к отцу или воспитателю в детском саду. Это показывает, что привязанность не зависит от биологической связи с объектом привязанности или от обеспечения ребенка едой или физическим уходом. Чувствительные взаимодействия приводят к тому, что ребенок становится надежно привязанным. По мере того как ребенок развивается, отдельные отношения привязанности, которые он построил с различными опекунами, сливаются в одно целостное когнитивное представление о привязанности, которое становится очевидным через интервью о привязанности взрослого (Гессе, 2008). Когда и как происходит это слияние, пока неясно, но это интригующая тема для лонгитюдных исследований.
Привязанность и жестокое обращение с детьми
Дезорганизованная привязанность
В настоящее время привязанность является одним из ключевых понятий коррекционных программ для обездоленных, безнадзорных и/или детей, подвергшихся жестокому обращению (BakermansKranenburg et al. 2003, 2005; Berlin et al. 2005; Oppenheim & Goldsmith 2007). Основное внимание уделяется, в частности, дезорганизованной привязанности (D-классификация), наиболее опасному типу привязанности. Дезорганизованная привязанность, по-видимому, вызвана пугающим или испуганным и крайне нечувствительным поведением родителей (Hesse& Main 2006; Lyons-Ruth et al. 1999; Main & Hesse 1990; Schuengel et al. 1999).
Как уже упоминалось ранее, дезорганизованные дети оказываются в неразрешимой ситуации: их объект привязанности и источник комфорта и безопасности одновременно является угрозой и источником страха (Hesse & Main 2006). Недавние исследования с детьми, которые не подвергались пренебрежению или жестокому обращению, подтверждают эту гипотезу. Они показывают, что ненормальное поведение родителя, например, когда родитель страдает от временной диссоциации, принимает атакующую позицию, говорит на повышенных тонах или кричит, грубо обращается с ребенком или демонстрирует крайне интровертное поведение, не проявляет никаких эмоций, вызывает дезорганизованную привязанность (мета-аналитический обзор Madigan et al., 2006).
Пренебрежение и жестокое обращение чрезвычайно пугают ребенка. В семьях, где присутствует пренебрежение и жестокое обращение, отношения между родителями и детьми неблагополучны. Такие родители устанавливают границы явно неадекватным образом: они часто используют угрозы, наказания, силу и власть, чтобы заставить ребенка взаимодействовать с ними (Chilamkurti & Milner, 1993; Loeber et al., 1994). Матери, которые плохо обращаются со своими детьми, демонстрируют более отвергающее и контролирующее поведение по отношению к своему ребенку, в то время как пренебрегающие матери в основном непоследовательны в своих реакциях и не могут установить границы, соответствующие возрасту ребенка (Bousha & Twentyman 1984; Криттенден 1981). Эти неблагополучные и беспомощные поведенческие паттерны наблюдались Lyons-Ruth и коллегами (1999) у матерей дезорганизованных детей. Эти родители не проявляют отзывчивость к чувствам страха своего ребенка и, следовательно, не способны регулировать их чувства или формировать буфер для ребенка, в то же время они вызывают страх, который активирует систему привязанности их ребенка. Это, в свою очередь, приводит к "нерешенному страху", так часто наблюдаемому у подвергающихся жесткому обращению или пренебрежённых детей. Этот нерешенный страх, вероятно, является самым важным процессом, посредством которого эти дети развивают дезорганизованную привязанность.
Причины дезорганизованной привязанности
Учитывая влияние жестокого обращения и других факторов риска на привязанность, из мета-анализа Сир и ее коллег (2010), оказалось, что дети с пятью и более родительскими социально-эмоциональными факторами риска (малообеспеченные, матери-одиночки, матери-подростки, с низким уровнем образования, этнические меньшинства, и/или злоупотребляющие) имеют ровно столько же шансов развития дезорганизованной привязанности, как и дети, пострадавшие от пренебрежения или жестокого обращения. Конечно, не исключено, что в семьях с большим количеством рисков существует множество недоказанных или нераскрытых случаев жестокого обращения. Другое объяснение может заключаться в существовании пока еще не идентифицированного типа родительского поведения, последствия которого столь же плохи, как и последствия жестокого обращения. В свою очередь этот тип родительского поведения является определяющим фактором в отношениях между социально-экономическими рисками и развитием дезорганизованной привязанности ребенка.
Исследование испуганного и пугающего поведения родителей (Hesse & Main2000, 2006) может пролить свет на поведенческие механизмы, которые заставляют факторы риска в семье влиять на развитие дезорганизованной привязанности. До сих пор мы знаем, что дезорганизованная привязанность возникает, когда ребенок боится родителя. Этот страх препятствует развитию организованной стратегии привязанности или приводит к (временному) исчезновению существующей стратегии использования родителя как безопасного убежища во время стресса. Гессе и Мейн (2006) предполагают, что пугающее поведение родителей может быть вызвано неинтегрированными воспоминаниями и эмоциями, связанными с травматическими переживаниями, такими как потеря или жестокое обращение. Родители, находящиеся в группах риска, с большей вероятностью перенесли потерю или другие травматические переживания, чем родители, не находящиеся в группах риска (Lynch & Cicchetti 1998; Oravecz et al. 2008). Ребенок, возможно, напоминает родителю о старых травмах, которые могут вызвать диссоциацию – родитель пытается (бессознательно) отделить себя от окружающей его среды. Это увеличивает риск пугающего или испуганного поведения родителя (например, говорить странно высоким голосом, не двигаться, действовать так, как будто ребенок контролирует ситуацию), что ставит ребенка в неразрешимую ситуацию, когда он видит своего родителя одновременно как безопасное убежище и угрозу, что приводит к дезорганизованной привязанности.
Schuengel и коллеги (1999) представили эмпирическое обоснование этой связи. При отсутствии прямого жестокого обращения или пренебрежения, пугающее поведение родителя может быть ключевым механизмом, через которое родители развивают дезорганизованную привязанность у своих детей.
Помимо этих теоретических объяснений есть еще два возможных пути развития дезорганизованной привязанности. Во-первых, система привязанности ребенка может быть хронически гиперактивна, если родитель отказывается от взаимодействия с ребенком, из-за непреодолимых личных или социально-экономических проблем, и ежедневных занятий. Вполне возможно, что дети в семьях высокого риска имеют дело с таким типом пренебрежения, который неизбежен в хаотической среде. Соломон и Джордж (1999) развили идею "нерешенного страха" и предположили, что родители, которые постоянно не в состоянии защитить ребенка или удовлетворить его нужду в привязанности в стрессовых ситуациях, приведут ребенка в крайнее и непрерывное состояние страха. В конце концов, ребенок придет к пугающему выводу, что опекун не предлагает ему безопасного убежища, когда ребенок нуждается в защите, и что опекун не удовлетворит его потребности в близости и защите (Madigan et al., 2006).
Точно так же Лайонс-Рут и ее коллеги (1999) предполагают, что дезорганизованная привязанность возникает не только из-за пугающего или испуганного поведения родителя, но и из-за крайне нечувствительного поведения опекуна. Отсутствие у родителей реакции (например, отказ от взаимодействия) или крайние нечувствительные реакции, такие как агрессия, по отношению к ребенку, жесткая дисциплина, отсутствие контроля в опасных ситуациях или постоянно повторяющиеся ошибки в эмоциональном общении, могут быть такими же пугающими для ребенка, как и поведение родителя, которое непосредственно вызывает страх. В выборке семей, подверженных риску, включая детей, подвергшихся жестокому обращению, было обнаружено, что пугающее поведение и крайне нечувствительное поведение были более характерны для матерей детей с дезорганизованной привязанностью, чем для матерей ребенка с организованной небезопасной привязанностью (Lyons-Ruth et al., 1999; Lyons-Ruth & Jacobvitz, 2008).
Вторым альтернативным путем к дезорганизованной привязанности может быть повышенная вероятность того, что дети из семей с повышенным риском могут столкнуться с насилием в семье (Cicchetti & Lynch 1993). Дети, столкнувшиеся с насилием в семье, в том числе насилия одного родителя по отношению к другому, имеют более высокий риск возникновения дезорганизованной привязанности. Зеана и его коллеги (1999) предполагают, что наблюдение за насилием со стороны родителей испугает маленького ребенка и заставит его беспокоиться о благополучии матери и ее способности защитить себя и ребенка от насилия.
Можно сделать вывод, что существует ряд неисключительных причин, которые могут привести к дезорганизованной привязанности: жестокое обращение с ребенком со стороны опекуна, взросление в семье с повышенным уровнем риска, неразрешенная травма у опекуна или крайне нечувствительное поведение опекуна.
Заключение
Предполагается, что ранний опыт отношений привязанности является решающим фактором для того, как дети впоследствии смогут создавать связи с другими людьми, своими будущими партнерами или своими собственными детьми. Склонность к привязанности является врожденной, и даже дети, с которыми плохо обращаются или которыми пренебрегают, привязываются, хотя это обычно небезопасная или дезорганизованная привязанность. Не было обнаружено никакого влияния генов, но влияние воспитания, по-видимому, сильно, особенно в том, насколько опекуны чувствительны во взаимодействии с ребенком. Представление о привязанности, возникающее в течение первых нескольких лет жизни, оставляет свои следы во взрослом возрасте, но исследования показывают, что окружающая среда может изменить представление о привязанности. В настоящее время привязанность является одним из ключевых понятий коррекционных программ для обездоленных, безнадзорных и/или детей, подвергшихся жестокому обращению. Тип привязанности может быть измерен с помощью ПСС, первоначально разработанный Мэри Эйнсворт для измерения использования младенцем своей матери в качестве надежной основы, а затем развитый в инструмент, используемый для определения классификации привязанности маленьких детей.
Принцип странной (незнакомой) ситуации – далеко не незнакомый для исследователей привязанности – в течение десятилетий считался золотым стандартом для измерения привязанности и, скорее всего, будет продолжать позволять нам классифицировать качество привязанности младенцев в течение следующий десятилетий.