ГЛОССАРИЙ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ТЕОРИИ ПРИВЯЗАННОСТИ ДЖ. БОУЛБИ
Составитель — М.Л. Мельникова

  • Боязнь незнакомых людей (Fear of strangers) — поведение, выражающее тревогу и беспокойство при виде незнакомого человека. Вид незнакомого человека может вызвать страх и тем самым обусловить активизацию поведения привязанности. У Р.Шпица данное поведение (боязнь незнакомых людей) обозначается термином «тревога восьми месяцев». Однако Дж. Боулби выражает неудовлетворение термином «тревога восьми месяцев», и указывая ряд причин. Следует отметить, что оба термина (и «боязнь незнакомых людей», и «тревога восьми месяцев») имеют право на существование, но должны рассматриваться (и употребляться) в контексте той концепции, в рамках которой они и были разработаны (в контексте теории привязанности или теории объектных отношений соотвественно). Поскольку боязни незнакомых людей отводится роль детерминанты поведения привязанности, данный термин, в первую очередь, призван подчеркивать причину страха — неизвестность как таковую. А понятие «тревога восьми месяцев»,в свою очередь, делает акцент на возрастные установления ребенком истинных объектных отношений со своим либидинозным объектом (объектом любви), тем самым указывая на страх потери этого объекта. Возраст восьми месяцев в данном случае можно понимать как условный период отчётливого и очевидного выделения ребенком своей основной фигуры привязанности. В качестве доказательства этого предположения можно привести высказывания Дж. Боулби о том, что привязанность к мягкому партикулярному объекту (который выполняет функцию основной фигуры привязанности) проявляется, как правило, после девятимесячного возраста. По-видимому, к данному возрастному периоду ребенок не только научается выделять из окружающего мира объект (целостный или частичный), но и становится на путь освоения символического объекта, который Д.В. Винникотт называет «переходным объектом».
  • Вакуумная активность (Vacuum activity) — безадресная активность, проявляющаяся в телесных движениях, не ориентированных в пространстве и не имеющих определенного адресата. Примером вакуумной активности может служить так называемый «рефлекс ускорения» — чередующееся движение головы из стороны в сторону, — который проявляется, когда младенец голоден. Рефлекс ускорения также определяют как фиксированный (врожденный) паттерн действия.
  • Диадический план (Dyadic programme) — программа действий, разделяемая обоими членами партнерского союза и направленная на достижение общей цели. Для выработки диадического плана от каждого члена партнерского союза требуется умение отказываться от собственных заранее установленных целей или способность корректировать их в соответствии с общей целью.
  • Заранее установленная цель (Set-goal) — осознаваемый образ предсказуемого результата действия или поведение индивида. Заранее установленной целью поведения привязанности ребенка является близость с объектом привязанности. При этом степень близости может варьироваться от созерцания объекта привязанности до тесного телесного контакта с ним. Так, при последних обстоятельствах ребенок будет довольствоваться взглядом, обращенным в сторону объекта привязанности, или даже звуками, исходящими от него (звучанием голоса фигуры привязанности). Тогда как в другое время ребенок будет настойчиво требовать, чтобы его взяли на руки или обняли (или чтобы он сам обнял или прижал к себе свой партикулярный объект).
  • Исследующее поведение (Exploratory behaviour) — данные понятие, главным образом, встречается в III разделе монограммами Дж. Боулби, поэтому мы представим определение самого автора: «Исследующее поведение предполагает три основные формы. Во-первых, реакцию ориентирования головы и тела, проводящую сенсорные органы в лучшее положение для восприятия раздражающего объекта, а также приводящую мускулатуру и сердечно-сосудистую систему в состояние готовности для осуществления быстрого действия. Во-вторых, физическое приближение к объекту. В-третьих, изучение объекта посредством манипулирования и экспериментирования с ним различными способами». В IV и V разделах работы используется понятие «исследование»,которому, преимущественно,относятся две последние формы исследующего поведения. Основной функцией исследования как такового является извлечение информации из окружающей среды. Полученная в ходе исследования информация становится основной для построения ребенком рабочих моделей. // как вариант: "поведение исследования".
  • Когнитивная карта (Cognitive map) — совокупно представлений ребенка об окружающем его мире, имеющая своей основой так называемые рабочие модели (себя, других людей, мира в целом). Вероятно , данное понятие можно соотнести с понятием «внутренней картины мира».
  • Модель привязанности (Pattern of attachment) — качество привязаности, которое проявляется в особенностях отношений индивида с объектом его привязанности. Модель привязанности формируется в первые годы жизни ребенка в ранних объектных отношениях и имеет тенденцию сохранять свою устойчивость на протяжении всей оставшейся жизни индивида. Для определения модели привязанности у маленьких детей используется процедура «Незнакомой ситуации». // прим. Островского — "паттерн", а не "модель".
  • Надежно привязанный (Securely attached) — peбенка, проявляющего эту модель, помимо всего прочего, характеризует стремление к близости и контакту со своей фигурой привязанности после короткой разлуки с ней, которое проявляется в радостном приветствии этой фигуры, приближении к ней и контакте (вербальном или телесном) в момент ее возвращения. Подобное поведние приветствия позволяет данному ребенку обрести утраченное спокойствие, возвращает уверенность в своей фигуре привязанности и придает силы для продолжения свое игры или исследования. // прим. Островского — "безопасно" привязанный
  • Тревожно привязанный и избегающий (Anxiously attached and avoidant) — данного ребенка отличает равнодушное и(или) избегающее поведение во время воссоединение с фигурой привязанности после периода разлуки с ней, что указывает на наличие конфликта приближения — избегания.С одной стороны, ребенок стремится к близости с фигурой привязанности, с другой — проявляет тревогу от контакта с ней (страх и беспокойство, в особенности, вызывает телесный контакт — прикосновения и объятия). У этого ребенка также проявляется склонность к агрессивному поведению, которое, чаще всего, направляется на неодушевленный объект и временами на фигуру привязанности.
  • Тревожно привязанный и сопротивляющийся (Anxiously attached and resistant) — поведение данного ребенка, как и в предыдущем случае, характеризуется амби-валентностью: ребенок желает близости и контакта с фигурой привязанности и в то же время сопротивляется им. Но в отличие от тревожного и избегающего ребенка, который способен на дружеские взаимодействия с незнакомым человеком, тревожный и сопротивляющийся не желает устанавливать контакт с незнакомцем. К тому же данный ребенок проявляет большую пассивность в самостоятельной деятельности и демонстрирует раздраженность в ситуации разлучения с фигурой привязанности.
  • Монотропия (Monotropy) — склонность ребенка становиться особенно привязанным к одному единственному объекту.
  • Мысленное предугадывание (Conceptual perspective taking) — способность индивида «схватывать», улавливать, понимать некие перспективы, будь то последствия каких-то событий, логический результат определенной последовательности действий либо намерения другого индивида. По-видимому, способность мысленно предугадывать является предтечей способности совершать логические операции. В формировании индивидом привязанность к какой-либо фигуре способность к мысленному предугадыванию имеет немаловажное значение: она позволяет индивиду понимать заранее установленные цели своей фигуры привязанности и в соответствии с ними выстраивать план поведения привязанности.
  • Надежность—ненадежность привязанности (Security-insecurity of attachment) — критерий качества привязанности подразумевающий силу, надежность и прочность привязанности. Ребенок, проявляющий надежную привязанность, видит в своем объекте привязанности опору и надежду, т. е. качества постояства объекта, его независимость и целостность. Надежда ребенка состоит в том, чтобы после своего возвращения (например, с и следующей прогулки) найти свой объект привязанности таким каким он его оставил, когда уходил. Надежда ребенка также в том, чтобы его желание близости и контакта с объектом привязанности не было отвергнуто или проигнорировано, но вместо этого — одобрено и удовлетворено. Другими словами, ребенок надеется найти в своем объекте привязанности нечто константное, внушающее уверенность, что, в свою очередь, позволит ему быть активным, подвижным и, в определенной степени, автономным в своей деятельности. К примеру, одним из существенных критериев надежности привязанности является то, что ребенок использует свой объект привязанности как опору в ситуации исследования (изучения) окружающего мира. Критерий надежности—ненадежности привязанности используется для определения модели привязанности ребенка. // прим. Островского — привязанность не может быть ненадежной; она может быть безопасной/небезопасной
  • Объект для обнимания (Cuddly object) — партикулярный объект привязанности, который можно обнимать, прижимать к себе. Как правило, в качестве такого объекта выбираются мягкие игрушки, кусочки материи (например, одеяла, полотенца, одежды). Вероятно, «объект для обнимания» Дж. Боулби можно соотнести с «переходным объектом» Д.В. Винникотта.
  • Объект привязанности (attachment object) — объект, по отношению к которому направляется поведение привязанности. Непатологический ход развития ребенка предполагает, что роль данного объекта будет выполнять фигура (лицо), ухаживающая за ребенком в первые годы его жизни. Отклонения в ходе развития могут привести к формированию привязанности к какому-либо неодушевленному объекту.
  • Опора в исследовании (Base from which to explore) — Объект привязанности, к которой ребенок обращается во время совершения своих исследующих прогулок — прогулок по изучению окружающей его обстановки. Функция опоры объекта привязанности состоит в том, чтобы поддержать ребенка в его самостоятельной деятельности. Поддержка может означать и реальное оказание помощи, и простое одобрение действий ребенка, а также молчаливое присутствие рядом с ним. Ребенок в любой момент своего исследования может обратиться к объекту привязанности (вернуться или обменяться с ним взглядом). Контакт ребенка (телесный или визуальный) со своим объектом привязанности помогает ему преодолеть тревогу, возникающую при встрече с чем-то неизвестным, стимулирует его на дальнейшее исследование и контролирует его ход, предостерегая тем самым от возможных опасностей. Функцию объекта привязанности можно также понимать как сохранение им своей стабильности. Стабильность в данном случае может означать сохранение объектом привязанности своего местонахождения (этот человек (или предмет) не перемещается в пространстве, и потому ребенок может легко найти его и, если необходимо, попросить о помощи). Стабильность можно также понимать как сохранение объектом прежнего доброжелательного отношения к ребенку, что выражается во внимательном любящем взгляде, теплых одобряющих и ободряющих слова и ласковых прикосновениях. // прим. Островского: мы говорим "безопасная база"
  • Организация поведения привязанности (Organization of attachment behavior) — выстраивание поведения привязанности для достижения близости с объектом привязанности. Поведение привязанности может быть организовано как цепь последовательных поведенческих актов, направленных на реализацию заранее установленной цели привязанности. Организация поведения привязанности может носить как запланированный, так и незапланированный характер.
  • Партикулярный объект (Particular object) — неодушеленный объект, по отношению к которому направляется поведние привязанности. При этом данный объект выполняет функцию фигуры привязанности: ребенок разыскивает его и нуждается в нем особенно в периоды, когда он болен, утомлен или испытывает страдание, т. е. когда ему больше всего необходимы успокоение, одобрение и защита. По-видимому, понятие «партикулярный объект» следует отличать от понятия «частичный объект» (part object), поскольку в первом случае речь идет о целостном объекте, а во втором — о его части. Однако в некоторых случаях данные понятия можно соотносить друг с другом: так, какой-либо неодушевленный объект может служить символической заменой частичного объекта (например, кусок одеяла, который ребенок сосет, может символизировать грудь).
  • Партнерский союз (Partnership) — диадичекие отношения такого уровня развития, который позволяет обоим членам диады путем коррекции собственных заранее становленных целей достичь согласованной разработки общей цели или диадического плана.
  • Переходный объект (Transitional object) — специфический объект, относящийся к промежуточной области переходных явлений. Данный объект не является частью тела младенца, т. е. не принадлежит внутренней реальности младенца. В то же время он не осознается младенцем полностью как часть внешнего мира — как принадлежность внешней реальности. Переходный бъект занимает промежуточное положение между внутренним и внешним, тем самым помогая осуществлять переход от внутренней реальности к внешней. Д.В. Винникотт говорит о существовании «промежуточного состояния между. неспособностью и растущей способностью младенца к осознанию и принятию реальности». Таким образом, переходный объект позволяет младенцу начать путь к использованию символики — путь от полной субъективности к объективности. К области переходных объектов и явлений относятся партикулярные объекты (в их числе объекты для обнимания), а также слова, мелодии или действия, приобретающие для ребенка жизненную важность во время отхода ко сну, в одиночестве или при угрозе депрессии, другими словами, в период, когда ребенок должен остаться наедине с собой. Вероятно, что в данных обстоятельствах переходный объект призван смягчить боль разлуки, выполняя функцию связующего звена между ребенком и внешним миром и представляя собой сим-волическую замену объекта привязанности.
  • План привязаности (Attachment plan) — представление о последовательности действий для достижения заранее установленной цели привязанности. Структура плана привязанности может варьироваться от простой, быстро реализуемой, до сложной, требующей подготовки к своему осуществлению. Сложность плана привязанности зависит: 1) от заранее установленной цели привязанности, 2) субъективной оценки ситуации, существующей между ребенком и его фигурой привязанности, и 3) умения ребенка задумывать план. Эффективность плана привязанности ребенка определяется адекватностью его рабочих моделей (себя самого своего объекта привязанности и окружающей обстановки), на основе которых он вырабатывает план.
  • Поведение привязанности (Attachment behaviour) — одна из разновидностей поведения, цель которого — достичь и (или) сохранить желаемую близость с объектом привязанности. Способы достижения цели разнообразны: ориентация, плач, улыбка, вокализация, цепляние, ползание, ходьба и др. В разное время в зависимости от обстоятельств, может присутствовать та или иная форма поведения привязанности (их перечень см. в гл. 16). Выбор формы поведения привязанности может быть обусловлен несколькими факторами: а) местонахождением и передвижениями основной фигуры привязанности (главным обрзазом, материнской фигуры); б) присутствием или отсутствием других лиц (знакомых и незнакомых); в) состоянием самого ребенка. На поведение привязанности, несомненно, также оказывают влияние индивидуальные особенности привязанности, в том числе такое ее качество, как надежность (ненадежность). // прим. мы говорим о безопасности/небезопасности
  • Поведенческая система управления (Behavioral control system) —интрапсихическая структура, функция которой — управление поведением через оценку и контроль происходящих с индивидом событий. Данная психическая структура понимается качестве перманентной центральной особенности личности. Дж. Боулби соотносит понятие поведенческой системы управления с понятием физиологической системы управления или понятием гомеостаза, находя сходство в их функциональном назначении, а именно в сохранении в установленных пределах определенных величин: в случае поведенческой системы — величин, касающихся связи организма с особенностями внешней среды; в случае физиологической системы - физиологических параметров. Поведенческая система управления поведением привязанности призвана контролировать сохранение близости индивида со своим объектом привязанности.
  • Привязанность (Attachment) — склонность индивида искать или добиваться близости и контакта с конкретным человеком или неодушевленным объектом в определенных ситуациях, как правило, связанных с плохим самочувствием индивида, его тревогой, раздражением или усталостью. Данная склонность является характерной особенностью индивида и мало подвергается изменениям на протяжении жизни, т. е, является устойчивой схемой поведения. Привязанность формируется в ранних объектных отношениях ребенка со своей материнской фигурой. Особенности и качество данных объектных отношений находят свое выражение в так называемой модели привязанности, которая отчетливо проявляется к годовалому возрасту.
  • Привязанность — предоставление заботы (Attachment caregiving) — данную связь Дж. Боулби выделяет в качестве типичных социальных отношений, называя его единственным типом социальных уз. Социальные узы между двумя индивидами подразумевают не только наличие плана диадического взаимодействия, но принятие обоими партнерами обязательств по его реализации. Отношение привязанность —предоставление заботы строится на комплементарной основе. Комплементарность состоит в том что поведение привязанности исходит от наименее компетентного в разрешении текущей ситуации индивида (ребенка) и направляется к более компетентному в данном случае индивиду (фигуре привязанности).
  • Процедура «Незнакомой ситуации» (Strange Situation Procedure // SSP) — процедура, предназначенная для оценивания модели привязанности ребенка. Процедура состоит из серии трехминутых эпизодов общей продолжительностью двенадцать минут. Ребенка в возрасте одного года в течение указанного времени наблюдают в маленькой уютной, но незнакомой игровой комнате, в которой находится большое количество игрушек. Наблюдение проводится сначала в присутствии матери, затем без нее и впоследствии после ее возвращения. Во время наблюдения фиксируются особенности игрового и исследующего поведения младенца, его реакции на незнакомого человека, особенности взаимодействия с ним (если таковое было) и особенности приветствия матери по её возвращению.
  • Рабочая модель (Working model) — символический образ объекта, включающий в себя основные, наиболее существенные характеристики объекта, постоянные во времени и пространстве, позволяющие предсказывать изменения этого объекта в пространственно-временном континууме.
  • Сензитивная фаза (Sensitive phase) — возрастной период, на протяжении которого особенно быстро развивается поведение привязанности к какой-либо фигуре. Дж. Боулби в качестве наиболее чувствительного периода для развития поведения привязанности у младенцев выделяет четвертый, пятый и шестой месяцы их жизни, в течение которых формируются элементы поведения привязанности. Быстрому и эффективному развитию поведения привязанности в этот период способствует ряд факторов, среди которых: 1) возрастающие перцептивные способности младенца, ведущие его к умению выделять и различать фигуры, 2) возрастающая потребность в социальном взаимодействии и 3) быстрое научение способам социального взаимодействия. Все перечисленные факторы приводят младенца к выделению из своего окружения фигуры, взаимодействие с которой приносит ему наибольшее удовлетворение и близость с которой, прежде всего в ситуациях физического и психического дискомфорта, наиболее необходима ему.
  • Сохранение близости (Maintaining proximity) — цель поведения привязанности, заключающаяся в поддержании близости с объектом привязанности в пределах определенного расстояния, позволяющего либо прикасаться к нему, либо видеть его, либо слышать звучание его голоса (если речь идет о фигуре привязанности).
  • Среда эволюционной приспосабливаемости (Environment of evolutionary adaptedness) — условия естественной среды су ществования индивидуума, тот пространственный континуум, который позволяет индивидууму разворачивать генетически заложенную программу развития. Фактически понятие «среды эволюционной приспосабливаемости» не несет специфической смысловой нагрузки и равнозначно понятию «условия естественной среды обитания». Тем не менее мы оставляем данную редакцию перевода, полагая, что она позволяет подчеркнуть значение механизмов приспособления, выработанных индивидуумами в ходе эволюционного развития.
  • Управление поведением посредством обратной связи (Feedback control of behaviour) означает усиление (или укрепление) тех реакций или поведенческих актов, которые ведут индивидуума к достижению желаемой цели (состоянию удовлетворения и комфорта), и ослабление (или торможение) иных реакций или поведенческих актов, последствия которых нежелательны для индивидуума (состояние неудовольствия и дискомфорта). К примеру, ребенок лепечет больше, если на его лепет отвечают, причем делают это в дружеской манере и с выражением любви. Напротив, если на лепет ребенка не реагируют либо делают это недружелюбно, интенсивность его вокализаций уменьшается и вскоре они исчезают совсем.
  • Фигура привязанности (Attachment-figure) — лицо, по отошению к которому направляется поведение привязанности. Определенная (Particular) — термин «определенная» не вполне соответствует английскому понятию «particular», буквально означающему «партикулярный», т. е. частный, принадлежащий кому-то, являющийся чьей-то собственностью. Определение «партикулярный» преимущественно употребляется в отношении неодушевленного объекта, но, к сожалению, мы пока не располагаем подходя-щим эквивалентом термина «партикулярный» в отношении одушевленного объекта. Поэтому выражение «определенная фигура привязанности» в данной работе следует понимать как особым образом выбранное лицо, надеющееся функциями собственности вследствие обладания им специфическими качествами защиты и опоры, и потому выступающее неким гарантом безопасности проявляющего привязанность индивида. Основная (Principal) — такая фигура привязанности, к которой ребенок обращается и которую разыскивает первой в ситуациях, когда испытывает неудовольствие (боль, усталость, страдание и т. п.). В качестве основной фигуры привязанности, как правило, выбирается материнская фигура (биологическая мать ребенка или человек, заменяющий ее), хотя это не всегда так. Например, основной фигурой привязанности ребенка может быть его отец, даже несмотря на то, что он занят полный рабочий день, а за ребенком ухаживает мать. Данный выбор ребенка объясняется тем, что отец взаимодействует с ребенком все свое свободное время, проявляя заинтересованность и искреннее желание общения, тогда как мать, занятая выполнением рутинной работы, фактически не взаимодействует с ребенком социально. Второстепенная (Subsidiary) — фигура привязанности, к которой ребенок обращается главным образом, когда находится в хорошем настроении и самочувствии. Эта, фигура выбирается преимущественно в качестве партнера по играм. И взаимодействие с ней возможно, когда ребенок знает, хотя бы приблизительно, местонахождение своей основной фигуры привязанности. Иногда второстепенные фигуры привязанности могут выполнять роль основной фигуры и оказывать ребенку необходимую помощь и поддержку. Другое отличие второстепенной фигуры привязанности от основной заключается в том, что таких фигур может быт несколько и их количество может меняться в зависимости от ряда условий (например, от того, кто в данный период, времени присутствует дома).
  • Эго-контроль (Ego-control) — термин, предложенный Jack и Jeanne Block, означает характеристику личности, свидетельствующую о способности Эго контролировать. Особенности контроля варьируются от чрезмерного контроля через умеренный контроль до недостаточного контроля. Оптимум контроля находится в середине представленной шкалы интенсивности контроля.
  • Эго-эластичность (Ego-resilience) — термин, также предложенный Jack и Jeanne Block, описывает характеристику личности, означающую эластичность Эго. Под эластичностью Эго подразумевается способность личности изменять уровень своего контроля в соответствии с обстоятельствами, проявлять гибкость своего поведенческого репертуара в изменяющихся условиях и уметь обрабатывать противоречивую и требующую выбора информацию. Эго-эластичность может варьироваться от высокой до слабой или хрупкой. Оптимум эго-эластичности находится на высокой отметке. Переводя данное определение как «эго-эластичность», мы тем самым указываем на качество гибкости Эго — возможность меняться в соответствии с изменением условий окружающей среды, сохраняя при этом целостность своей структуры, свою интегрированность. Личность, не обладающая высокой эго-эластичностью, — хрупкая личность, теряющая свои базовые качества в нетипичных и изменяющихся ситуациях, другими словами, теряющая свою целостность и структурированность.
К сожалению, из-за малой известности и изученности теории привязанности на русскоязычном пространстве, терминологический аппарат переизобретается каждый раз заново. Отсюда множество разночтений и ошибок, которые серьезно искажают смысл этой теории, превращая ее во что-то далекое от первоначального замысла. Надеюсь, что тексты ниже помогут избегать ляпсусов и будут опорой для переводчиков.

Дефиниции предложенные Мельниковой хороши и достаточно точные, но со своими нюансами. Главный нюанс: предложенная ей "надежная/ненадежная" привязанность против предложенной нами "безопасной/небезопасной". Второй вариант корректнее во всех смыслах.

Чтобы избегать ошибок при переводе, стоит учесть множество нюансов.
  • Первый нюанс: теория привязанности "концептуализирована"/написана/описана Джоном Боулби — представителем высшего английского сословия начала 20-го века. Поэтому высокопарный, сложный и богатый английский может стать серьезным препятствием для переводчика. Но от этого контекста никуда не денешься: ориентируйтесь на плюрализм смыслов и подбирайте максимально точный, опираясь на понимание "внутренней работы" теории привязанности. Но не берите первое попавшееся слово: лучше обратитесь к словарю синонимов, пока не найдете максимально верную импликатуру.
  • Второй нюанс: все же лучше знать теорию привязанности хотя бы тезисно, чтобы сформировалось интуитивное понимание. Если вам нужна помощь или n-ное количество материалов по теории привязанности, напишите мне на почту attachment.psychotherapy@gmail.com письмо — и я помогу с материалами.
  • Третий нюанс: теория привязанности не возникла на пустом месте, в качестве ее предшественников разумно рассматривать 1) теорию безопасности Уильяма Блатца; 2) этологические концепции; 3) британский психоанализ.