Джон Боулби (1907-1990) — британский психиатр, психолог, психоаналитик, кавалер Ордена Британской империи третьего класса. Его теоретические работы и исследования совершили переворот в психологии 20-ого века, потому что представили первую естественнонаучную и подкрепленную модель связи ребенка и матери. Основной заслугой Джона Боулби является разработка и экспериментальное обоснование теории привязанности.
Основные мысли текста Для краткости и удобства, выносим пять тезисов в начало статьи, чтобы далее рассмотреть их подробнее.
- Эволюционный аспект теории привязанности позволил Джону Боулби утверждать, что дети рождаются биологически "запрограммированными" на формирование привязанности к другому человеку, потому что это помогает ребенку выжить.
- Джон Боулби полагал, что у ребенка есть врожденная потребность привязываться к одной фигуре привязанности. Это называется "монотропия". Концепция монотропии предполагает, что для ребенка одни отношения важнее, чем другие.
- Боулби предполагал существование критического периода для развития привязанности (~2,5 года). Если привязанность не развилась в течение этого периода времени, то возможно, что этого не произойдет. Позже Боулби изменил границы чувствительного периода — до 5 лет.
- Гипотеза материнской депривации предполагает, что постоянное нарушение привязанности между младенцем и основным родителем (чаще, матерью) может привести к долгосрочным когнитивным, социальным и эмоциональным проблемам для этого ребенка.
- По Боулби, "внутренняя рабочая модель" — это когнитивная структура, включающая ментальные представления для понимания мира, себя и других. ВРМ формируется и развивается в отношениях с "основным" родителем. ВРМ становится прототипом, матрицей для будущих социальных отношений и на ее основе человек прогнозирует, контролирует и управляет коммуникацией с другими людьми.
Эволюционная теория привязанности Боулби Этологические теории — и, в особенности, исследования импринтинга Конрада Лоренца (1935) оказали на Джона Боулби сильное влияние. Лоренц показал, что привязанность является врожденной (у молодых утят) и, следовательно, существенно значима для выживания.
Мы, вслед за Боулби, предполагаем, что во время эволюции человеческого вида именно те младенцы, которые оставались рядом (держались ближе) с матерями, успешно выживали, а затем производили собственное потомство. Боулби выдвинул гипотезу, что и у младенцев, и у матерей в процессе эволюции человеческого вида развилась биологическая потребность поддерживать контакт друг с другом.
Боулби (1969) полагал, что **поведение привязанности** (такое как поиск близости) — инстинктивное и активируется условиями, которые угрожают достижению близости, такими как разлука, опасность или страх. Боулби также постулировал, что страх перед незнакомцами представляет собой механизм выживания, заложенный в человека природой.
Младенцы рождаются со склонностью демонстрировать определенные врожденные формы поведения (так называемые "social releasers[^a stimulus that serves as the initiator of complex reflex behavior]" или "социальные стимулы-инициаторы"), которые помогают обеспечить близость и контакт с матерью или фигурой привязанности (например, плач, улыбка, ползание и т.д.). Подобное поведение вариативно и его различные формы присущи разным видам.
Что такое "социальные стимулы-инициаторы"? Младенцы кажутся людям очень "милыми" — они вызывают сильный эмоциональный отклик в ответ на свое поведение, особенно у женщин. Воркование, бульканье, улыбки и смех вызывают у взрослых положительные эмоции. Плач, расстроенное выражение лица, грусть вызывают у взрослых эмоции заботы, которые побуждают помочь ребенку облегчить страдания. Это важное поведение для выживания, поскольку заставляет взрослых хотеть заботиться о младенцах.
Такие формы поведения привязанности изначально функционируют как фиксированные паттерны действий, и все они выполняют одну и ту же функцию. Таким образом, для формирования привязанности важно не столько удовлетворение физиологических потребностей, сколько забота и отзывчивость взрослого.
Ключевые идеи теории Боулби 1. У ребенка есть врожденная потребность привязываться к одной основной/первичной фигуре привязанности (т.е. монотропия). Монотропия — привязанность, определяемая как жизненно важная и тесная связь только с одной фигурой привязанности. Монотропная теория привязанности Боулби предполагает, что привязанность крайне важна для выживания ребенка. Поведение привязанности как у младенцев, так и у тех, кто за ними ухаживает, эволюционировало в результате естественного отбора. Это означает, что младенцы биологически запрограммированы на врожденное поведение, которое обеспечивает возникновение привязанности.
Если хотите больше узнать о феномене монотропии,
посмотрите это видео.
Хотя Боулби не исключал появления других фигур привязанности у ребенка, в действительности он полагал, что существует первичная связь, которая гораздо важнее и ценнее любой другой. Обычно такая связь устанавливается с матерью.
Другие привязанности развиваются по иерархии ниже первичной. Таким образом, младенец имеет первичную монотропную привязанность к своей матери, а иерархия его привязанностей может включать отца, братьев и сестер, бабушку и дедушку и так далее.
Боулби считает, что эта первичная привязанность качественно отличается от последующих. Он утверждает, что отношения с матерью каким-то образом отличаются от других отношений. Существование монотропии подтверждается антропологическими исследованиями. К примеру, в племени Efe (Конго) женщины разделяют заботу о детях между собой и по очереди кормят детей грудью, но тем не менее, малыши возвращаются к "настоящим" матерям на ночь и формируют с ней надежную связь. Исследования привязанности, которые провел Бокс в 1977 в кибутцах (Израиль) показали сходный результат. В то время в кибутце существовал следующий порядок: матери отправлялись на работу на целый день, а все дети оставались под присмотром одного человека. По сути, дети видели маму только вечером. И не смотря на это, малыши все равно формировали сильную эмоциональную привязанность к матерям.
Джон Боулби (1988) предположил, что природа монотропии означает, что неспособность установить или разрушение привязанности к матери приведет к серьезным негативным последствиям.
Теория монотропии привела Боулби к формулировке гипотезы о материнской депривации.
Ребенок использует разные формы поведения, чтобы стимулировать появление контакта или близости с родителем. Когда ребенок испытывает повышенное возбуждение, он подает сигнал взрослому. Плач, улыбка, возня, цепляние глазами — примеры такого сигнального поведения. Инстинктивно воспитатели реагируют на поведение своих детей, создавая взаимную (реципроктную) модель взаимодействия.
2. Ребенок должен получать заботу от этой единственной первичной фигуры привязанности в течение первых двух лет жизни. Боулби (1951) утверждал, что материнство почти бесполезно, если откладывается до двух с половиной-трех лет, а для большинства детей — до 12 месяцев, что говорит о существовании критического периода.
Если фигура привязанности "нарушена" в течение критического двухлетнего периода, ребенок будет страдать от необратимых долгосрочных последствий этой материнской депривации. Этот риск сохраняется до пятилетнего возраста.
Боулби использовал термин "
материнская депривация" для обозначения разлуки или потери матери, а также неспособности развить привязанность к ней.
Основное предположение гипотезы Боулби о материнской депривации заключается в том, что постоянное нарушение привязанности между младенцем и основным родителем (т.е. матерью) может привести к долгосрочным когнитивным, социальным и эмоциональным трудностям для этого ребенка.
3. Долгосрочные последствия материнской депривации могут быть разнообразными. Гипотеза Боулби о материнской депривации предполагает, что постоянное нарушение привязанности между младенцем и основным заботливым взрослым (то есть матерью) приводит к долгосрочным когнитивным, социальным и эмоциональным трудностям у этого ребенка. Боулби полагал, что последствия будут постоянными и необратимыми, например:
• детская преступность,
• сниженный интеллект,
• повышенная агрессивность,
• депрессия,
• бесчувственная психопатия (affectionless psychopathy)
Бесчувственная психопатия — это неспособность проявлять привязанность или заботу о других. Такие люди действуют импульсивно, мало заботясь о последствиях своих действий. Например, у них может отсутствовать чувство вины за антиобщественное поведение.
4. Робертсон и Боулби (1952) считают, что кратковременная разлука с фигурой привязанности приводит к дистрессуДжон Боулби, работавший вместе с Джеймсом Робертсоном (1952), заметил, что дети испытывают сильный дистресс, когда их разлучают с матерями. Даже когда таких детей кормили другие воспитатели, это не уменьшало беспокойства ребенка.
Ученые обнаружили три прогрессирующие стадии дистресса:
1.
Протест (Protest): Ребенок плачет, кричит и сердито протестует, когда родитель уходит. Он пытается вцепиться в родителя, чтобы не дать ему уйти.
2.
Отчаяние (Despair): протесты ребенка начинают прекращаться, и они кажутся более спокойными, хотя все еще расстроенными. Ребенок отказывается от утешения, которое предлагают другие взрослые, кажется замкнутым и ни к чему не заинтересованным.
3.
Отстраненность (Detachment): Если разлука продолжится, ребенок снова начнет общаться с другими людьми. По возвращении он отвергнет родителя и проявит сильные признаки гнева.
Эти результаты противоречили доминирующей на тот момент поведенческой теории привязанности (Dollard & Miller, 1950), которая, как было показано, недооценивала связь ребенка с матерью. Поведенческая теория привязанности утверждала, что ребенок привязывается к матери, потому что она кормит и удовлетворяет его физиологические потребности.
Эта модель прогрессирующего дистресса разлуки в английском языке называется PDD. Назовем ее "модель ПОО" — Протеста, Отчаяния и Отстранённости. Рекомендуем посмотреть два небольших видео:
Двухлетка попадает в больницу и
Джон.
5. Отношения привязанности ребенка к основному заботливому взрослому становятся основой для его внутренней рабочей модели (Боулби, 1969). Внутренняя рабочая модель представляет собой когнитивную структуру, включающую ментальные представления для понимания мира, себя и других. Взаимодействие человека с другими людьми определяется воспоминаниями и ожиданиями из внутренней рабочей модели. ВРМ помогает оценить контакт с другими (Bretherton, & Munholland, 1999).
Примерно в возрасте трех лет ВРМ становятся частью личности ребенка и, таким образом, влияют на его понимание мира и будущие взаимодействия с другими (Schore, 2000). По Боулби (1969), основная фигура привязанности выступает в качестве прототипа будущих отношений. Отношения с этой фигурой станут основой внутренней рабочей модели.
Три основные характеристики внутренней рабочей модели: (1) модель других как (не)заслуживающих доверия, (2) модель себя как (не)ценного и (3) модель себя как (не)эффективного во взаимодействии с другими.
Это ментальное представление определяет будущее социальное и эмоциональное поведение, поскольку внутренняя рабочая модель ребенка определяет его реакцию на других людей.
Оценка теории Боулби Bifulco и др. (1992) поддерживают гипотезу материнской депривации. Исследователи изучили 250 женщин, которые потеряли матерей в результате разлуки или смерти до того, как им исполнилось 17 лет. Ученые обнаружили, что потеря матери в результате разлуки или смерти удваивает риск депрессивных и тревожных расстройств у взрослых женщин. Уровень депрессии был самым высоким у женщин, чьи матери умерли до того, как ребенку исполнилось 6 лет.
Идеи Боулби (1944, 1956) оказали большое влияние на мышление исследователей о привязанности, и посему часть обсуждения теории привязанности была сосредоточена на вере Боулби в монотропию.
Хотя Боулби и не оспаривает тот факт, что у маленьких детей формируется множественная привязанность, он утверждает, что привязанность к матери уникальна тем, что она появляется первой и остается самой устойчивой. Однако по обоим этим пунктам доказательства, по-видимому, свидетельствуют об обратном.
- Schaffer & Emerson (1964) отметили, что специфическая привязанность проявлялась примерно в 8 месяцев, но вскоре после этого младенцы привязывались и к другим людям. К 18 месяцам немногие (13%) дети привязаны только к одному человеку; у некоторых было пять или более привязанностей.
- Майкл Риттер (1972) указывает, что некоторые маркеры привязанности (таких как протест или страдание, когда фигура привязанности уходит) проявлялись и для других фигур привязанности – отцов, братьев и сестер, сверстников и даже неодушевленных предметов.
Некоторые критики, такие как Раттер, указывают на то, что Боулби не различал "депривацию" и "привацию" — полное отсутствие связей привязанности и ее утрату. Кроме того, он подчеркивает, что качество привязанности является более важным фактором, чем депривация в критический период.
Позиция Боулби в этом вопросе отличается: он использовал термин "материнская депривация" и к потере привязанности, и к неспособности (невозможности) развить привязанность.
В 1972 году Майкл Раттер написал книгу под названием "Переоценка материнской депривации". В книге он предположил, что Боулби, возможно, слишком упростил концепцию материнской депривации. Боулби использовал термин "материнская депривация" для обозначения разлуки, потери и неспособности установить и развить привязанность. Но Раттер утверждает, что для каждого варианта будут свои последствия. Именно в этой работе Раттер предложил разделять привацию и депривацию.
Раттер (1981) утверждал, что если ребенку не удается развить эмоциональную связь, это становится привацией, тогда как депривация относится к потере или разрушению привязанности.
В обзоре исследований, посвященных теме привации, Раттер предположил, что привация ведет за собой такие феномены как цепляние, зависимое поведение, привлечение внимания и неизбирательное дружелюбие. Затем, по мере взросления, привация чревата неспособностью соблюдать правила, формировать прочные отношения и чувствовать вину. Он также обнаружил признаки антисоциального поведения, бесчувственной психопатии, нарушений речи, интеллектуального и физического развития.
Раттер утверждает, что такие проблемы связаны не только с отсутствием привязанности к материнской фигуре (так полагал Боулби), но с такими факторами как отстутствие интеллектуальной стимуляции и социального опыта, которые обычно обеспечены привязанностью. Кроме того, такие проблемы могут быть преодолены на более позднем этапе развития ребенка при правильном уходе.
Многие из 44 воров, описанных Боулби, в детстве часто переезжали и, вероятно, никогда не испытывали привязанности. Это наводит на мысль о том, что они страдали от привации, а не от депривации. Депривация, по мнению Раттера, была гораздо более вредной для ребенка. Это привело к важному исследованию долгосрочных последствий привации, проведенному Hodges & Tizard (1989).
Материнская депривация (представление Боулби), однако, подтверждается исследованиями Харлоу (1958) с обезьянами. Харлоу показал, что обезьяны, выросшие в изоляции от матери, страдали от эмоциональных и социальных проблемам в более старшем возрасте. У обезьянок не появился опыт привязанности (привация), и поэтому они вырастали агрессивными, и у них были проблемы во взаимодействии с другими обезьянами.
Конрад Лоренц (1935) поддерживает гипотезу Боулби о материнской депривации, поскольку процесс импринтинга — врожденный процесс.
Боулби предположил, что физическое разделение само по себе приводит к депривации, но Раттер (1972) утверждает, что это скорее разрушение привязанности, чем физическое разделение.
Это подтверждается данными Radke-Yarrow (1985), который обнаружил, что 52% детей, чьи матери страдали от депрессии, имели ненадёжную привязанность. Эта цифра выросла до 80%, когда это происходило в условиях бедности (Lyons-Ruth, 1988). Это свидетельствует о влиянии социальных факторов. Кроме того, Боулби не учел качество замещающей медицинской помощи. Депривации можно избежать, если предложить хорошую эмоциональную заботу после разлуки.
Из работ Боулби вытекают некоторые следствия. Поскольку он считал, что именно мать — центральная заботящаяся фигурой, и что эта забота должна предоставляться на постоянной основе, очевидный вывод состоит в том, что матери не должны выходить на работу. Это довольно спорное утверждение:
- Матери являются единственными заботащимися взрослыми в очень небольшом проценте человеческих сообществ; часто в уходе за детьми участвует несколько людей, таких как родственники и друзья (Weisner & Gallimore, 1977).
- Van Ijzendoorn & Tavecchio (1987) утверждают, что стабильная и постоянная сеть взрослых может обеспечить надлежащий уход и что этот уход может даже иметь преимущества по сравнению с системой, в которой только мать должна удовлетворять все потребности ребенка.
- Кроме того, есть свидетельства того, что дети лучше развиваются с матерью, которая счастлива на своей работе, чем с матерью, которая расстраивается, оставаясь дома (Schaffer, 1990).